natpopova (natpopova) wrote,
natpopova
natpopova

Categories:

Музей пароходства. Женщины и знамёна

Сегодня - продолжение музея, но все равно придется растянуть рассказ еще на один пост. Не взыщите.

Предыдущее похождение закончилось на пароходе "Рабочий", который на самом деле "Хабаровск". Повторюсь, что удивительно "сильным" был пароход, настолько сильным, что построенный в 1936 году в Зеленодольске на заводе "Красный металлист" (прям представляю красного металлиста) пароход "Астрахань" получился в пять раз слабее.



Но "Астрахань" славен тем, что в сложные военные времена его капитаном впервые в дальневосточной-речной истории стала женщина - Зинаида Павловна Савченко (с 1942 по 1946 годы). Ее запечатлели на прекрасной, кхм, картине (видите, справа, на самом краю?) и не менее прекрасной, кхм, фотографии.





Чтоб добить. Савченко мало того, что была первым-капитаном женщиной, так она еще и возглавила... женский экипаж! Короче, "Астрахань" - прям корабль-мечта всех феминисток мира. Только они не в курсе.

Вкрапление истории - на сей раз о второй мировой. Цитирую. "Призыв "Всё для фронта, всё для Победы!" стал боевым девизом всех речников Амура. 7июля 1941 года СНК СССР перевел с 3-х сменной на 2-х сменную вахту команды всех судов, разрешил работу женщин на судах.

В Нижне-Амурском пароходстве на работу пришло 1080 женщин. Старший штурман пассажирского парохода "Михаил Калинин" - Зинаида Павловна Савченко (о, а вот и Зинаида Павловна!) возглавила "женский" экипаж (и женский экипаж!) буксировочного парохода "Астрахань" (и даже "Астрахань"!). Старшим помощником капитана стала Прасковья Сергеевна Гришина...".

Про войну продолжу позже, пока же - опять про прекрасных женщин. Они в пароходстве не только судами командовали, они еще и... в шахматы играли!



Иронизирую, конечно, но по-доброму. Понравилось выражение "бассейновые соревнования по шахматам". Первая ассоциация - сидят дамы в купальниках в бассейне, на плавающих столиках - часы, доски и фигуры... :)

Еще пара фотографий. Зацепили несказанно. И лицами, и композицией. Вот бы узнать, что за фотограф... На первом фото - Медонова Клавдия Михайловна, июнь (июнь?!!!) 1948 года. На второй - та же Медонова плюс третий штурман (??), а во втором ряду стоят Томилко Степан Степанович (лоцман), Кузнецов Геннадий Сергеевич (рулевой) и Бондарев Бронислав Степанович (капитан). Как ни странно, но фото датируется 1954-ым годом.





В музее выложены медали, ордена, знаки и значки, в которых я совершенно ничего не понимаю, поэтому почти не фотографировала. Но вот эти две награды впечатлили. Принадлежат Дуднику Анатолию Михайловичу, капитану, Почетному работнику речного флота, Заслуженному речнику Амура. На фото - "Лучший по профессии 1983 года", а рядом лежала аналогичная за 1986 год. История...



Отдельно - про стенды-витрины. Назовем их так. Их в зале музея три. Остановлюсь на каждой. В первой представлен форменный костюм, награды и удостоверения Джасова Ивана Дмитриевича (1918-2001) - механика судов Амурского речного пароходства (и удивительной красоты мужчина). Костюм и прочее в 2004 году подарил музею сын - Джасов Александр Иванович.







Во втором стенде выставлены костюм, награды, удостоверения и фотографии Наумова Валентина Федоровича (1938-2010), который работал на судах пароходства старшим/главным механиком. Стенд изготовлен по личной просьбе (и на личные средства) дочери Валентина Федоровича. Она захотела, чтобы эти памятные вещи хранились в музее...





Ну и третий стенд, расположенный возле противоположной стены, "рассказывает" о Залоге Анатолии Георгиевиче, работавший в пароходстве капитаном. По-моему, самый старый стенд.







К слову, между стендами висит вот такая красота - знамя "Победителю во Всесоюзном Социалистическом Соревновании" от Народного комиссариата речного флота СССР и Центрального комитета Союза рабочих речного транспорта. Чудесная по плотности и цвету ткань, ручная вышивка, отделка... Ах.



Красота с обратной стороны. Тоже вышивка.



Вернемся к войне. "...Для усиления амурской флотилии Верхне-Амурское и Нижне-Амурское пароходства передали 12 буксирных судов, из которых был сформирован дивизион колесных канонерских лодок.

9 августа 1945 года Советский Союз объявил войну Японии. В ночь на 10 августа началось форсирование Амура в районе устья Сунгари. 11 августа началось форсирование Амура в Благовещенска.

В переброске войск на четырех переправах от Благовещенска до устья Уссури участвовали суда обоих амурских пароходств. На верхнем Амуре переброска войск на правый берег осуществлялась на благовещенском и константиновском перекатах судами Верхне-Амурского пароходства, где работали пароходы: "Лейтенант Шмидт", "Сталинград", "Ленинград", "Харьков", "Пахарь", "Ярославль"; баржи - "Селенга", "Калуга" и др.

Группу пароходов и барж Верхне-Амурского пароходства возглавил капитан-наставник И.А. Богодайко (известная амурская фамилия). Высадка войск прошла успешно, вся боевая техника была переброшена в сохранности.

Основная переправа войск 2-го Дальневосточного фронта находилась у села Ленинское, где принимали участие суда Нижне-Амурского речного пароходства. Транспортный отряд состоял из 19 буксирных пароходов и 29 барж. В дальнейшем его состав значительно увеличился. Умело в трудных условиях руководили экипажами капитаны: Б.К. Вальдес - пароход "Омск", Н.В. Трушечкин - пароход "Донбасс", М.И. Золотухин - пароход "Батуми".

Войска 15-й армии, овладев устьем Сунгари, развернули наступление по обоим берегам Сунгари. Большую роль сыграл флот Нижне-Амурского парохосдтва. Доставили горючее п/х "Казань" - капитан Корниенко М.В. с баржей "Крестьянка", экипаж п/х "Астрахань" - капитан З.П. Савченко (Зинаида Павловна (учтиво кланяется)). Успешно работали экипажи пароходов: "Сталинград", "Муром", "Томск" и др. Пароходы "Островский", "Киров", "Чичерин" занимались эвакуацией раненых.

Река Сунгари очень сложная для плавания, поэтому большую помощь в проводке флота оказали старейшие амурские капитаны и лоцманы: И.П. Корж, М.А. Косырев, Д.Е. Клочко, Н.А. Саяпин, Е.М. Безруков, В.И. Шабаршин, Л.А. Борщев и др.

В середине августа на перевозках и переправе воинских грузов работало 66 самоходных судов, 103 баржи. Была создана оперативная группа по руководству фронтовыми перевозками во главе с начальником Нижне-Амурского пароходства А.И. Быковым. В ее состав входили: начальник службы эксплуатации В.А. Шабунин, главный диспетчер Г.С. Кривошеев, представители других служб пароходства.

Одновременно советские войска и силы Тихоокеанского флота вели боевые действия на Сахалине и Курильских островах. В те дни суда Нижне-Амурского пароходства доставляли войска и грузы для армии. В Татарском проливе воинские перевозки осуществляли суда "Киев", "Минск", "Ташкент", "Тбилиси". Общий объем воинских перевозок на Амуре и его притоках с 9 августа по 1 октября 1945 года составил:
- 215 тысяч солдат и офицеров
- свыше 900 танков, самоходных орудий и бронетранспортеров;
- более 2 тысяч орудий и минометов;
- около 6,5 тысяч повозок;
- 40 тясч тонн боеприпасов и др.

За успешную работу в годы Великой Отечественной войны Нижне-Амурскому пароходству в 1946 году было передано на вечное хранение переходящее Красное знамя Народного комиссариата речного флота СССР и Центрального комитета профсоюзов работников речного транспорта". Последний абзац объясняет появление вышеприведенной красоты в музее.

Публикация военного времени. Не смогла пройти мимо.



На сладкое сегодня судовой колокол, судовые часы и панорама Хабаровска, нарисованная специально для музея. Колокол ранее находился на теплоходе ОТА-800. Часы аналогичны тем, что размещаются (размещались?) на теплоходах типа "Балтийский" ("Сделано в СССР"!). А панорама... про панораму ничего узнать не удалось. Но зато можно посмотреть панораму панорамы :)









Большего разрешения ЗДЕСЬ (6,5 Мб).

Музей пароходства. Часть старая
Музей пароходства. Модели и барометры

Завтра продолжу.
Tags: история, размышления
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Пусть будет хорошо

    Пусть будет хорошо всем. И по поводу, и без повода, второе даже лучше. Пусть помогут тем, кому нужно, пусть поможет то, что и не ждал. Пусть красоты…

  • Иногда пишу про книжки

    Btw, в telegram продолжаю писать про разные книжки. Например: * дневник генерала Снесарева, участника Первой мировой, выдержанного педанта, умного,…

  • Чтобы не забыть

    Цветущая форзиция заливает дальневосточные города солнечными цветками, густо, кучно посаженными на тонкие упругие ветки. Где-то ее успели по осени…

  • 7 comments
  • 7 comments

Comments for this post were locked by the author